Вопросы отцу Константину и его жене, матушке Елизавете.

Известно, чем выше уровень образования девушек, тем меньше детей они рожают. Как привлечь юную интеллектуалку к роли матери?

Отец Константин:

Наша страна должна поднимать самосознание молодёжи. У нас сегодня, к сожалению, культ приятного времяпрепровождения, заработка денег, развлечений. Я недавно слушал передачу, в которой говорилось о том, что в России государство дважды за последние 50 лет пропагандировало семейные ценности, оказывало помощь молодым семьям. Это было после войны в 50-е гг. и к. 70-х гг. И тогда стало действительно рождаться больше детей. В прошлом-позапрошлом годах учёные наблюдали небольшой демографический всплеск. Он обусловлен тем, что родителями стали дети, родившиеся в период к. 70-х – н. 80-х гг. Они выросли в традициях уважения к институтам семьи, материнства. Когда же в данное время рекламируются материалистичные ценности: бери от жизни всё, старайся получить максимум – поколение растёт без плодов.

Матушка Елизавета:

Если бы большинство людей стало верующими, приняло бы идеалы христианства, то ситуация радикально бы изменилась. Потому что церковь требует поворота от направленности к себе на других, на Бога. Одно дело, когда женщина мечтает послужить миру, все силы отдать научной, педагогической, общественной деятельности… Это как-то еще можно понять. Другое дело, когда женщина просто не хочет рожать и воспитывать ребёнка. Правильное миропонимание человеку может сообщить только христианство. Верующие не живут в спокойствии, удовольствии, не живут для себя. А сегодня мировой опыт показывает, что люди отказываются от веры и от своей христианской истории. В Европе вместо красного креста на скорой помощи стали рисовать снежинки, чтобы не травмировать знаком креста иноверцев.… Сравните мусульман, фанатично относящихся к своим корням, и нас, забывающих то, что создало нашу гуманистическую цивилизацию. Если не будет христианского уважения к вечным ценностям, то бесполезно рассуждать о каком-то демографическом взрыве.

Как пропагандировать семейные ценности?

Отец Константин:

Например, в последние годы реабилитируется тема войны. Создаются такие фильмы, как “Штрафбат”, “ Кукушка”, “ 9 рота”. Уже молодые люди с большей охотой идут в армию защищать Родину, чем 10 лет назад… Мне кажется, если создавать хорошие фильмы, замечательные произведения, на государственном уровне поддерживать молодую семью, демографический кризис можно преодолеть. Для этого есть много способов, Скажем одна только идея: выдавать сертификат на квартиру, то есть рождение ребёнка погашало бы 20% её стоимости. Родил четверых – 80% погашено, пятерых – государство дарит тебе квартиру.

Духовник медико-просветительского центра “ Жизнь” при московском храме Пресвятой Богородицы протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что в России делают от 4 до 6 миллионов абортов ежегодно. С медицинской точки зрения, аборт жестоко ухудшает физическое состояние женщины. Как она меняется в нравственном плане?

Отец Константин:

Даже если это неверующая женщина, которая воспринимает аборт, как говорят цинично, в качестве чистки организма, то душа её всё равно находится под угрозой. На глубинном онтологическом уровне что-то происходит. Она не верит во что-то высшее, поэтому рассматривает непланированную беременность как очередную неприятность.

Что касается верующей женщины, я совершенно точно знаю, она глубоко страдает от аборта. Ко мне приходили женщины, которых на аборт толкал неверующий муж или их собственное малодушие, я советовал им: “ Доверьтесь Богу ”. Все, кто поверил мне как священнику, родил ребёнка, потом благодарили. Кто же проявил малодушие, предпочёл аборт, будучи верующим человеком, затем глубоко и многолетне чувствовал свою вину. Это ничем не оправдать. Это очень сильный удар по своей душе именно тогда, когда человек осознаёт, что идёт на убийство. Когда он этого не понимает, духовной сфере тоже наносится удар, но он страшнее, если женщина верит в Бога. Получается, что она сознательно отказывается от ребенка – дара Божьего.

Каким образом церковь трактует идею планирования семьи, использования противозачаточных средств?

Отец Константин:

Церковь позволяет разумно относиться к деторождению. Если семья, по уважительной причине, не может позволить себе каждый год рожать малыша, то, с благословения духовника, допускается пользоваться контрацептивами, но неабортивного свойства. Есть те, которые разрушают уже зародившуюся жизнь (например, внутриматочная спираль). А есть контрацептивы препятствующие зачатию. Если, вдруг, женщина забеременеет, то Церковь не благословляет идти на аборт. Даже если случилось несчастье, девушка оказалась изнасилована и наступила беременность, она должна воспринять ее именно как дар, потому, что ребенок, это всегда дар. Но в последнем случае это не просто дар, а и испытание, проверка вашей веры, проверка доверия Богу.

Ребенок, имя отца которого Вы даже не знаете, ведь и Ваша частичка. И по милости Божией он вырастет хорошим человеком. Я знаю таких детей, такие ситуации и хотя говорить об этом тяжело, но надо довериться Богу. Если Бог что-то попустил, нам остается только смиренно и по христиански принять эту ситуацию".

По данным директора Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского Татьяны Дмитриевой в 2003г. с собой покончили 60 тысяч человек. Из-за постоянных стрессовых нагрузок люди пребывают на грани срыва. На Ваш взгляд, какой модели поведения должен придерживаться человек в своей жизни?

Отец Константин:

Суицид – это свидетельство о нравственном кризисе. Ко мне приходил молодой человек, который в жизни испробовал все развлечения: алкоголь, наркотики, многочисленные половые связи… Тем не менее, он пытался покончить жизнь самоубийством. Обретая любые удовольствия, он не получал счастья, радости от жизни. Человек, ведь, не только существо физиологическое, биологическое. Если попытаться забыть о высшем, проводить время в “угаре”, через какое-то время всё равно душа себя обнаружит, начнет болеть и страдать. Человек – это существо ещё и духовное, мы говорим, что душа является отблеском божественного мира. Если не вспоминать об этом, не питать душу высокими мыслями, чувствами, скажу прямо – не молиться, не беседовать с Богом, то она начинает тосковать. Количество суицидов – это признак упадка веры, разрушения нравственных ориентиров, которые питают и радуют душу.

Матушка Елизавета:

Я с точки зрения неверующего человека обязательно бы совершила самоубийство. В детстве я не видела смысла в жизни: я не была верующей. Не думаете, что я росла предельной пессимисткой, я просто теоретически рассуждала. Мне казалось, что нет разницы: прожить долгую счастливую жизнь или одну минуту. Думала, что после похорон родителей, обязательно совершу самоубийство. Без какого-либо надрыва…Сознание верующего совершенно другое. Человек живёт, чтобы здесь быть другом и служителем Бога, помогать Богу изменять мир к лучшему. Уход человека из этой жизни – это отказ помогать Богу, предательство. Педагогическая мера церкви состоит в том, что души самоубийц не отпеваются. Это один из самых страшных грехов, так как человек отказывается работать над собой, преодолевать испытания посланные ему Отцом Небесным. Все страдания должны приниматься человеком с радостью, потому что именно они изменяют его душу. Через терпеливое вынесение всего, что ему дано, он становится ближе к Богу. Высшее счастье в служении Господу.

По данным сборника Совета Европы продолжительность мужской жизни в России в 2003г. – 58 лет. Директор Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева сообщила, что в 2003г. самоубийц среди мужчин в 5 раз больше, чем среди женщин. Почему и как мужчина-воин, добытчик превратился в мужчину-самоубийцу?

Отец Константин:

Абсолютно верно. Гипотетически это можно понять. В старину мальчик всегда воспитывался при отце. С 7 лет он начинал ходить с отцом, учиться его ремеслу. К 15 годам это был совершенно самостоятельный человек владеющий профессией, воспитанный отцом, готовый к ответственной взрослой жизни. Сегодня этого нет. Мальчиков воспитывают мамы (отцы добывают деньги целыми днями), в детском саду, школе, будущих мужчин обучают женщины, а не настоящие, мужественные наставники. Вот мальчик и вырастает инфантильным, сначала за него все ответственные решения принимает мама, потом жена. Я знал такую супружескую пару: жена работала… электриком на заводе и воспитывала двух дочерей, а муж всю жизнь лежал у телевизора и пил на заработанные женой деньги пиво. Недавно этот человек спился и под машину попал…

Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2 на открытии церковно-общественного форума “Духовно-нравственные основы демографического развития России” призывал: “Со школьной скамьи необходимо прививать целомудрие молодёжи, желание создать семью и видеть в детях счастье”. Предотвратит ли демографический кризис введение в школах основ православной культуры? Поделитесь, пожалуйста, Вашими мыслями о решении демографического кризиса.

Отец Константин:

Во-первых, конечно, чтение в школах основ православной культуры, во-вторых, всемерная поддержка государства.

Как Вы оцениваете деятельность СМИ?

Отец Константин:

Отрицательно. Сейчас СМИ интересует только то, на чём можно заработать деньги. Они про-талкивают идею материалистической, зацикленной на легкое времяпрепровождение жизни. Известно, что фильм пройдёт, если там будут эротические сцены. Вот “Штрафбат” – замечательный фильм про Великую Отечественную войну. Там показывают, как медсёстры спят с солдатами. Бабушка моей жены (а мы вместе с ней смотрели этот фильм) прошла всю войну медсестрой и уверяет, что этого совершенно не было. Девушки в те годы были целомудренны. Передачи подстраивают свою планку под потребительские, низкие запросы. Молодёжные книги засорены ненормативной лексикой.

В семьях священников изумляет умение родителей вырастить 5, 6, 7 и более детей… при чём хорошо воспитанных. Как им это удаётся?

Отец Константин:

Жёны священников чаще всего не работают. Не потому, что священники много зарабатывают, просто ценности другие… В основном, в светской паре работают оба. Например, чтобы отдохнуть за границей. Такой цели – стремиться к наиболее насыщенному развлечениями отдыху у верующих людей нет. Священник нашего собора, отец Павел, не имеет собственную дачу, но у него есть прихожане – добрые люди, которые приглашают его с семьёй на лето пожить за городом. Его пятеро детей прекрасно, в любви, в доброте, в играх, в общении проводят летние месяцы. У неверующих людей другие приоритеты. Знакома мне одна семья, где мама начала работать, едва дочке исполнился годик. Спрашивается, зачем? Ведь папа достаточно получает. “ Мне скучно…”, - признаётся женщина. Не понимаю, как это скучно? Ведь никто не мешает использовать маме очень полезную для ребенка возможность побыть с малышкой, поиграть с нею, поразвивать. А чтобы не было скучно, в то время когда ребенок спит, освежить в памяти классику, которую все мы читали (в школе, институте), но совсем иначе читаем когда повзрослеем и никто нас не заставляет. Можно посмотреть хорошие ретрофильмы (есть специальные прокаты лучших фильмов мира), можно послушать хорошую музыку, заняться тем, что всю жизнь хотелось, но не было времени (рисованием, пением, фотоделом), да чем угодно… «Тусоваться» на работе, видимо, интереснее.

Матушка Елизавета, сформулируйте, пожалуйста, совет будущим родителям.

Не бояться… Если есть силы, возможность, рожать детей. Главное, их воспитывать в добре, любви. Развивать. И это будет посильным служением женщины Богу.


Согласны ли Вы, что человек вечно живёт в своих потомках?

Отец Константин:

Нет, не согласен. Человеческая душа вечна, смерть лишь переход к другому опыту жизни… В советское время, когда уверяли, что вечной жизни нет, придумали такую идею: человек живёт в потомках. Это глупость. Человек мертв и все. Какая ему разница – помнят о нем живые, или забыли? Ну, даже если бы для покойника это имело какой-то смысл, насколько мы помним предков, на 100-200 лет? Мне немного повезло. Моя бабушка, 1917 года рождения, все выяснила аж про свою прапрабабушку. Поэтому я знаю про своих предков, которые жили 200 лет назад. Больше я не могу заглянуть. Ну а средний человек едва ли знает о тех, кто жил 100 лет назад. И то это лишь имена, абстрактные личности. И опять, если о тех, о ком помнят… Помнят о тиранах, маньяках, может быть даже больше, чем о людях служивших добру.

Матушка Елизавета:

По христианскому мировоззрению каждый человек либо живёт, либо не живёт в вечности, отказывается от неё, независимо от потомков. Несомненно, родители передают своим детям психосоматическую структуру. Одним детям удаётся без труда не врать, слушаться, другим – нет. Это не их вина. Господь смотрит на людей индивидуально: то, что для одного является величайшим грехом, для другого не рассматривается как грех. Но это другая тема. Христианский взгляд на человека таков: человек бессмертен. Жизнь земная – лишь «школа» для души. Каким человек воспитает себя, к чему ориентирует (к добру или ко злу), такой и будет его вечная судьба: либо с Богом, либо в отлучении от Бога.

Можно ли читать детям волшебные сказки, допускает ли это Церковь?

Конечно, допускает. И мы должны помнить, что сказка – это не просто развлекательная история. В древних сказках содержатся отзвуки магических мифов и ритуалов.

Современные ученые считают, что мифологическая конструкция сказки восходит к неолиту (новокаменный век) и даже к еще более отдаленным временам.

Это значит, что многим историям, которые мы находим в сказке, не менее десятка тысяч лет.

Сражения с чудовищами, непреодолимые, на первый взгляд, препятствия, загадки, которые предлагаются герою, сложные задания и испытания, попадание в загробный мир или на небеса, женитьба на царской дочери, – все это напоминает нам ритуалы инициации, существовавшие в древних культурах.

Сказка, на первый взгляд, преследует цель развлечения читателя или слушателя. Но ее глубинное значение – переход через символическую смерть к новой жизни, возрождение от незнания и духовной незрелости к возмужанию, постижению тайн.

Таким образом, некогда сказка была повествованием мистериального характера.

Об этом есть прекрасное исследование русского ученого В. Проппа – «Исторические корни волшебной сказки», эту книгу ученый написал в блокадном Ленинграде. Из современных ученых об этом писал Мирча Элиаде.

В последнее время дети увлекаются книгой про мальчика Гарри Поттера, который учится в школе волшебства. Можно ли ее читать детям?

Идея очень интересна – с нашим измерением мира соседствует волшебный мир…

Некоторые батюшки запрещают своим прихожанам покупать эти книги и давать их детям. Но «запрещать и не давать» – не самый лучший выход из проблемы. Если ребенок настаивает, умоляет дать ему эту книгу – дайте. Но только прочитайте сначала ее сами и подумайте над ней. Что здесь христианского, что – еретического, опасного. И потом каждый день, пока ребенок читает книгу, обсуждайте с ним прочитанное. Например, разбор и христианскую оценку книг о Гарри Потере дал диакон Андрей Кураев. Эту его работу можно приобрести, есть она и в Интернете.

Какие книги, из сказочных, вы считаете нужными?

Это, безусловно, книги Клайва Степлза Льюиса: «Хроники Нарнии» и другие его сочинения. Это русские и иные сказки, причем и волшебные, в том числе.

Есть много и других прекрасных книг. Их хорошо читать детям и беседовать с ними о прочитанном. Беседуя с думающим и мудрым взрослым человеком, который относится к нему, ребенку, с уважением, маленький человек и сам научится думать о книге, отсеивать доброе от дурного

http://azbyka.ru/forum/blog.php?u=727